Кристина Прикота
New member
В Госдуму внесен законопроект, согласно которому существенно возрастут санкции для автомобилистов, не уплачивающих вовремя штрафы. С соответствующей инициативой выступил глава комитета Государственной думы по конституционному законодательству и госстроительству имир Плигин. «Законом предусмотрено 30 дней на уплату штрафа. После того, как он направляется судебным приставам на взыскание, приставы также дают человеку время на добровольное погашение штрафа. Однако нередко должник уклоняется от добровольного исполнения требования», — рассказал Плигин. Инициатива Плигина касается не только протоколов ГИБДД, которые в «штрафном портфеле» ФССП составляют одну треть, но и санкций, накладываемых судами, Пенсионными фондами и другими ведомствами. Депутат убежден, что государство не должно расходовать дополнительные деньги на взимание штрафов. «Здесь важно понимать, что те средства, которые тратятся на взимание штрафов, это деньги налогоплательщиков. К тому же игнорирование законного требования об уплате штрафов дезавуирует административную и судебную практику государства, — считает Плигин. — Возникает проблема безнаказанности, когда человек решает для себя: “может быть, когда-нибудь заплачу”». Для решения этой проблемы депутат предлагает ввести «исполнительский сбор»: 500 рублей для физических лиц и 5 тыс. рублей для организаций. Сбор будет начисляться в дополнение к первоначальному штрафу после того, как организация или гражданин проигнорирует требование ФССП. Сейчас же приставы в соответствии с законом могут начислить в качестве пени только семипроцентный сбор за собственную работу. Однако в случае злостного уклонения суд может принять более жесткое решение — наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток (статья 20.25 КоАП). «Но чаще всего суды стараются избегать назначения ареста в таких делах, потому что из-за несовершенства законодательства и работы ГАИ трудно доказать вину водителя. К примеру, из-за неявки подсудимого суд не вправе назначить ему административный арест», — объясняет автомобильный адвокат Сергей Радько. Впрочем, в ФССП надеются, что идея Плигина поможет в их работе. Еще в начале года представители ведомства поясняли, что работа по неплательщикам мелких штрафов нерентабельна и затраты государства не соответствуют доходам от выбивания этих денег. Санкции против неплательщиков поддерживают и в ГИБДД. «Мы считаем, что уже давно надо вводить подобные меры, для того чтобы повысить собираемость штрафов. Все зависит от того, какие пени будут начисляться», — пояснил заместитель начальника ГИБДД России имир Кузин. Собеседник отметил, что нынешняя система наказания за неуплату позволяет некоторым автомобилистам уклоняться от уплаты штрафов. «Спустя год после назначения штрафа, если не было заведено исполнительное производство, по действующему законодательству виновника правонарушения нельзя привлечь к ответственности», — заметил он. Правозащитники считают, что пока ГИБДД и ФССП не наведут у себя порядок, подобные штрафы вводить опасно. «Пока не будет отработана нормальная схема оповещения автомобилистов о том, что за ними числится задолженность, введение таких мер опасно. Иначе к ничего не подозревающему водителю будет вламываться пристав с требованием уплатить штраф», — заметил президент Коллегии правовой защиты автоельцев Виктор Травин.